Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -  заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. 

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграю все дети (не только дети с особыми потребностями).


Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Нормативно-правовые документы

Международные:

1. Конвенция ООН "О правах инвалидов" от 12.12.2006 г.

2. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.

3. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей, Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г.

4. Конвенция о правах ребенка

5. Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральные:

1. Конституция Российской Федерации, статьи 7, 43;

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

3. Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" от 03.05.2012 № 46-ФЗ

4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ

5. Приказы Министерства образования и науки РФ:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  7. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;